люди Земли под горой Богов

Рассказ посвящается анализу руководства туристической группы и личностным переживаниям человека в должности руководителя :)

"…простит ли нас могучий Тха, Бог Богов…
чудо не в том что ты видишь
чудо в том что на дне бочонка…" (сказания о нартах)

Долго я думал куда бы сводить народ для разминки и знакомства перед многодневным майским походом. Ничего в голову не приходило, а даты были назначены ещё за два месяца до реализации плана. Идею подкинул Кирилл (nomad), говорит сходи на Тхачи по нашему октябрьскому маршруту, красиво мол. Я там был уже четыре раза, отвечаю, надо что-то новенькое замутить, но идея-то хороша, район привлекает многих и там легко совместить спортивную и эстетическую составляющие ПВДэшки. Так и решил. Кирилл мне ещё подкинул карт с треками и точками, описал ориентиры для поиска пещеры и, подкорректировав маршрут на своё усмотрение, сообразно поставленным целям и времени года, я окончательно решил идти туда. Идея посещения пещер, так называемого ЗаТхачевья, зрела у меня уже второй год… вообще-то там надо идти на десять дней с тяжёлым мешком скального снаряжения, чтобы успеть за короткий срок увидеть максимум красот того района.
Итог раздумий над картой района вылился в маршрут. Рано утром прибываем в Сахрай и садимся на заранее заказанный ГАЗ66, едем до Тайваня, проходим одну ходку и обедаем у подъёма. Далее 3 часа тяжёлой работы по снегу на крутом склоне и 2 часа траверса на седло между Тхачами. Если вы тут ещё не заметили ошибку расчёта, то я вам поведаю позже. Первую ночь проводим на задуваемом ветрами седле и получам опыт нахождения в зоне альпики, но при неблагоприятном раскладе, таком как дождь, ночуем в зоне леса чуть ниже. Второй день по программе — ранний подъём и восхождение на г.Мал.Тхач, где собственно и удовлетворяем эстетические потребности. Ошибка расчёта первого дня неумолимо распространяется и сюда, как выяснилось. Далее траверс со сбросом высоты на г.Соколова где обедаем и совершаем спуск по верёвке в шахтную пещеру Ароматная. Короткий переход и мы в пещ.Амбицукова, где ночуем и достигаем пика эстетического наслаждения. На третий день всё очень просто — уходим вниз, тут нам по описанию нужна будет верёвка учитывая снежный покров, и по руслу р.Ходзь движемся по каньону. Уперевшись в непреодолимые пороги выходим через лесистую седловину на лесовозную дорогу и топаем до Тайваня где нас ждёт ГАЗ66. Усё. Просто, логично, красиво и спортивно.

Значит можно давать объяву и звать людей в поход. У Олега (Rat), номер которого нахожу через третьего человека, узнаю номер телефона владельца ГАЗ66 и ещё за полторы недели до выезда договариваюсь с ним о заброске под Тхач. По его словам снег начинается на Тайване и это несколько пугает, но на выходных дует тёплый ветер и снег садится. Последующие разговоры с ним приносят больше радости и сомнений об успешности похода всё меньше. Единственное что пугает это неблагоприятный прогноз погоды, о чём я всех предупреждаю заранее. Знаете ли как это бывает, собираешься, считаешь, придумываешь целую сеть движений, записываешь участников… а потом начинается — я там приболел, у меня неотложные дела и всякое такое. А на самом деле просто очко жим-жим :) Ну это ладно, бывают и правда веские причины, но устойчивые корреляционные связи между непогодой и отказом от участия в походе говорят сами за себя. Опытный турист знает, что для гор не бывает прогноза погоды, и достойный человек не бросает на ветер слова. Поехали дальше…

До последнего дня список участников менялся и я в общем-то не очень уж и нервничал из-за это, привык наверное. Участников было то 23, то 25, то 27, но я не верил что все они пойдут сто процентов. Так и вышло. За день до отъезда осталось 18 человек и вычеркнувшись из списка одна девушка сменилась другой записавшейся. Решение поделить группу на две части как бы очевидно, так и делаю, но всё равно остаюсь основным координатором действий всей толпы. Облегчения расчётов снаряжения и продуктов добиваемся путём назначения двух завснаров и двух завхозов. И всё же в итоге раздельно работают только завснары, остальные становятся дуэтом — основной и заместитель. Вечер дня перед отъездом, закупка продуктов, упаковка рюкзаков и, в моём случае, 100грамм на сон грядущий. Отъехал в мир депривированного мозга.

Дунул нарт — взвились метели,
Затрещал мороз жестокий,
И семи морей потоки
На бегу оцепенели!
Нарт в пучине океана
Великана заморозил,
Крепким льдом сковал он воду,
Злобному уроду крикнул:

“Эй, Иныж, попробуй, вырвись,
Ты из плена ледяного!”

5:38 позвонил Миша   вырвав меня из плена сновидений и удивлённо поинтересовался не сплю ли я ещё. Мой будильник стоял на 5:40. Пора вставать.
Заехав за Мариной (Марта) и Катей (Элли) мы прибыли на место встречи и ждали ещё полчаса, оказались самыми первыми. Перезвоны, общая встреча, перераспределение людей-рюкзаков по машинам и полседьмого утра 5 легковых автомобилей стартовали в пос.Новопрохладный. Впервые под моим руководством была собака :) Я не очень переживал по этому поводу, потому что знаю ещё с детства, что собаки подобных пород (лайка, хаски) ведут себя в горах адекватно. Хозяйка молодого пёсика Аня  взяла всё необходимое для него, кроме радиомаяка… Нужно было ещё заехать за Витей (Ronin) с Старокорсунскую, что удлиняет путь до точки старта на 30км. Двумя машинами, я и Лёха (CrewCut) мы поехали через Усть-Лабинск. Встреча с Мишей на объездной Майкопа и потом в Хаджохе у магазина. В Даховской все собрались и колоной помчали по гравийке в Сахрай. По пути сделал звонок Владимиру водителю ГАЗ66 и он с сомнением предупредил "так ведь дождь идёт", на что я ему ответил "ну что ж поделать, мы уже приехали".

Достаточно быстро перепаковали общаковые вещи и загрузились грузовик. Мне досталось место на запасном колесе где постоянно идёт жаркий поток воздуха от движка, я это оценил на обратном пути, но сейчас это была душегубка.
Доехали мы под самый подъём на ск.Колокольня. Все броды пересекли верхом на вездеходе и остался только один совсем не сложный, но холодный. Лёгкий обед в виде бутербродов с чаем. Долго не рассиживаемся, но и особо не торопимся – нужно время хоть как-то познакомится друг с другом.

Брод преодолеваем достаточно быстро, помогая женщинам. Не задерживая группу отправляю вперёд тех кто уже может идти. Сам встраиваюсь в середину группы оставив добровольного замыкающего Мишу Галушкина. Через пару минут бросает в пот и делаем остановку на раздевание. Подъём конечно же крутой, но есть в этом какое-то странное удовольствие, которое ожидаешь собираясь в поход. Этот крутяк я ещё никогда не ходил вверх, только вниз, уже два раза. Какое-то время бреду в одиночестве как ослик и размышляю над способностями группы.

Иногда останавливаюсь оглянутся — все ли идут. Рацию я не взял намеренно, с учебно-тренировочными целями. Считаю обязательным отработать умение ходить на зрительном контакте. Достижения радиотехники это здорово, но они, как показала практика, менее живучи чем человеческий организм.
Через минут 20 догоняю и обгоняю хвост впереди идущей половины группы. По пути перекидываемся мыслишками, но общаться тяжело — подъём крут. Когда арьергард нашей толпы попадает моё поле зрения, хронометрист Миша Чеховский, объявляет конец ходки и привал на 10 минут.

Ошибка планирования маршрута в первый день заключалась в том, что я не учёл усталость участников от раннего подъёма и утомление в дороге. После высадки на маршрут у нас был скудный обед-перекус после которого я предполагал пройти 5 ходок. Это вроде бы на первый взгляд не много, но тут надо вспомнить, что пик работоспособности человека приходится на первую половину дня и обычно в походе после обеда делают 3, максимум 4 ходки. Так и получилось – пятая полуходка далась с большим трудом и на грани переутомления.
Ещё одна ошибка была в постановке очерёдности участников. Резвый, молодой и спортивный, но малоопытный участник петлял между деревьев ища лёгкий проход и в итоге получали не тропу в снегу, а зигзаг с постоянными отклонениями с неё других участников, что затрудняло активное движение. Так же мной не был проведён, на должном уровне, инструктаж о технике тропления снега – идущему последним было реально тяжелее идти чем первому, и это при группе в 18 человек. Тут я первый раз за поход убедился в необходимости повторения материалов из лекций и зимних сборов, плюс более жесткое командование группой. Сделаю лирическое отступление – в моей голове трудно укладывается желание участника бездействовать, такое впечатление что это не группа а кучка людей пришедших поболтать и посмеяться. Я конечно согласен, что без этих вещей и поход не поход, но где же понимание того, что если мы просидим тут лишние полчаса, то мы сегодня не дойдём километр до нужной нам точки, а эти получасы складываются в километры? И где осознание того, что если сейчас не снять груз с уставшего человека, то скорость может упасть вдвойне, а то и совсем до нуля? Это речь конечно же о сплочённости группы, то что называется команда, которая чётко представляет поставленные цели и ясно осознаётся важность взаимопомощи, целостности группы и уважении к друг другу. Эти мои мысли не вывод из наблюдение за поведением той группы, что шла, но некоторые мимолётные заметки дают основания опасаться подобных тенденций.

Ранний подъём не способствовал раннему выходу, на завтрак и сборы ушло целых три часа. При такой многочисленной группе это не удивительно, но всё же можно и поживее. Приходилось предлагать собравшимся помочь собраться оставшимся, отвлекая их от увлекательных бесед.
Учитывая невыполненность задачи первого дня и припозднившийся выход, было очевидно что восхождением на Малый Тхач придётся пожертвовать. Это конечно было досадно, но иначе нам надо будет возвращаться обратно по пути захода, потому что мы физически не успеваем к назначенному сроку. Но у нас по плану ещё должно быть обеденное развлечение — спуск в шахтную пещеру Ароматную и хорошо бы эту затею осуществить, что бы насытить поход впечатлениями.

Тропа была рядом и пойдя первым я тропил первые пять минут. Какое-то время находился в «голове» группы и настойчиво регулировал движение Антона :)

так как тут нельзя писать большие тексты, буду писать порциями и складывать в файлик на народе.ру

This entry was posted in Размышления. Bookmark the permalink.