Так сложилось, что многие мои знакомые ходят в походы, в большей части горные. Немногие ходили в походы максимальной сложности. И от некоторых иногда слышу высказывания о неважности для них подтверждающих документов. Я для себя, мне справки не важны. И настойчиво требуют эти самые справки и регалии. Где логика? В чем подвох? Неужто стыдно за свои желания? Типа как возжелать жену ближнего? Не понятно…
Что бы понять весь спектр вопроса, я решил разделить «отказывающихся» на две группы по признаку достигнутого и объединить по скрытым мотивам. Так сказать анализ с последующим синтезом и переносом выводов рассуждений на многие другие сферы жизнедеятельности человека. Разделять по биологическому полу считаю нецелесообразным, это затуманит ход мысли и в современной науке более важен гендер, психологический пол, размышляя о котором нить рассуждений запутается и сойдёт с рельс.
Несомненно, каждый хочет поделиться результатами своих достижений с окружающими. В современных условиях окружающие могут быть виртуальными и потребив информацию никак не обналичить обратную связь с автором, но породить всю гамму мнений. Естественно я говорю об интернете и многообразии способов поделиться своими результатами жизнедеятельности. Это может быть статья на сайте соответствующей направленности, свой собственный сайт с автобиографией, мемуары в ЖЖ или тупо визуализация посредством фотоальбома для ленящихся читать. Ну или все вперемешку, не важно. Суть проявиться, выйти на сцену, ощутить нужность и получить свое время и место у школьной доски как ученик знающий предмет. Либо же выйти на арену в роли циничного критика и риторичного вопрошателя, не так значим облик для понимания как объединяющий мотив вариаций поведения. Мотив трудно описываемый в двух словах, но вырисовывающийся из объемного восприятия вышесказанного. Корни рассматриваемой мной мотивации с легкостью можно узреть в потребности личности само-реализоваться. Ох уж эта всеобъемлющая самореализация, ей можно заткнуть любую дырку в бочке, объяснить практически все человеческие потуги и оправдать нерациональность поступков. Итак, пусть будет так, во всем виновата наша социальная потребность третьего уровня. Сегодняшний мир достаточно индивидуализирован чтобы в это поверить.
Человек достигший высокого уровня и получивший соответствующие регалии, скажем в альпинизме, то с чего я начал раздумья, уже не озабочен освещением своих достижений. Довольствуясь мимолётными воспоминаниями в завязанных беседах на близкие темы и составлением необходимых отчётов на чемпионаты для подтверждения своей квалификации. То есть можно считать его само-реализованным в конкретной сфере жизнедеятельности и есть повод искать новые возможности для развития. И вот с высоты своего статуса глядя в прошлое он утверждает что справки не важны… Честно говоря это просто по-человечески сомнительно, в 6ки не ходят ради удовольствия. Точно также может говорить Роберт Оппенгеймер, «это я так, чиста для себя создал атомную бомбу». Добившись желаемого можно и обмануться, прищурив глаз увидеть новые сюжеты жизненного пути и выдать их за действительные.
Есть люди которые прошли огонь и медные трубы, но не получили справок. Причины могут быть различными — не сошёлся в своё время с той социальной группой которая нацелена на зачёт, некогда было из-за работы и семьи заниматься волокитой, просто не срослось по жизни и т.п. Некоторые из таких также утверждают о неважности для них справки и изо дня в день требуют подтверждения своего опыта в беседах, выступлениях у «школьной доски» и советах, зачастую опять же в интернете (эдакая свободная сцена современности). Им уже поздно начинать сначала, получать справки за банальные умения и навыки. Высокое самомнение препятствует стать новичком и учеником в том что уже давно пройдено, тем более толку от этих справок практически нет в обыденной жизни.
Но существует ещё и путь обмана, подделки или же просто утаивания информации, к которому эти некоторые из выше и ниже описываемых зачастую прибегают. Зачем быть ведомым если можно договориться и сразу стать ведущим, ведущим реалити-шоу как бы, директором. Очень соблазнителен это путь. Ну и как правило они твердят ту самую парадоксальную фразу — мне справки не важны.
Достигнувшие малого или вовсе находящиеся в начале выбранного пути, зачастую восхищены своим начальным уровнем по причине новизны и, как вариант, отсутствия оного в кругу социально значимых людей. Новичок считает достаточным знать о гипотетической сложности и иметь одного-двух знакомых с опытом, чтобы чувствовать себя уже продвинутым. Чувствует в себе право на советы и оспаривания, зачастую этим ставя в тупик более продвинутых. И тем не менее такие ситуации продуктивны, позволяют понять нужное педагогическое русло общения с новичками, а новичку уравновесить чаши весов самомнения и своего реального положения. Вот эти колебания весов в образе-Я приводят к мысли о важности получения справки, сдачи зачетов, утверждения опыта печатью или росписью главнокомандующего. В основном на этот путь становятся в студенческом возрасте. Взрослым сформированным личностям тут будет препятствовать жесткость позиции, проще свернуть в сторону убеждения себя в неважности всевозможных фетишей, усомниться в их востребованности.
Следует вспомнить и о кризисах. Известно и вроде как даже доказано, что развивающая себя личность, то есть реализующаяся в чем-либо, поднимаясь по лестнице совершенствования упрется в вопросительный знак — зачем мне это? тот ли путь мной выбран? Назвать такую остановку можно кризисом среднего уровня, систематически встречающийся у обучающихся профессии, обычно на третьем курсе. Здесь можно, как и во многих наших жизненных сценариях, провести аналогию между онто- и филогенезом, например, что должно было всплыть в оперативную память у каждого второго читателя — кризис среднего возраста. Поясню: если жизнь, от рождения до смерти, представить онтогенезом, то формы самореализации многомерно укладывающиеся в неё, предстанут филогенезами, миниатюрными копиями логики жизни в целом.
Сделав свой выбор человек должен найти референтную группу, хотя может быть и наоборот. Ту группу людей где он получит моральное одобрение своих решений и поступков. Она может состоять даже из двух человек, семья например, но чем многочисленее она, тем твёрже будет убеждённость в своей правоте. Позвольте немного поиграть словами: референтная группа дословно по-русски будет иметь значение справочной группы. Таким образом я укорачиваю нить рассуждений и хочу прямо показать тесную взаимосвязь справки и той группы где мы находим ментальную общность. Даже два человека имеющие близкие отношения могут заменить друг другу всю громадную структуру по выдаче справок — они могут их выдать сами себе и быть вполне удовлетворёнными. Только не бывает в жизни обособленных теоретических моделей созданных для анализа всей путаницы нашей жизни. Личность многогранна и многомерна, живёт сотнями социальных связей, отражается в других и отражает их в себе. Референтную группу можно создать, привлечь и увлечь людей целями и стремлениями, которые в тебе актуальны. Организовать её, ввести правила игры, наполнить содержанием и даже направить куда-либо. Возникнут внутренние подвижки, раскачивания, противоборства членов и несомненно соревновательный рефлекс, то есть конкуренция обычно приводящая к отпочковыванию малой части коллектива, либо даже одной сильной личности, с целью создания новой, девственно чистой группы удовлетворяющей новые интересы. Закономерный процесс, предсказуемый алгоритм динамики в социуме. Важность такой справочной группы некоторые признают и без лишней скромности требуют в ней внимания, выходя на передний план, информационно доминируя и стремясь в лидеры. Другие же отрицают свою зависимость от группы и всю жизнь борются с проникновением подобной мысли в сознание, в своё и тем более в постороннее, и доступ в их личный мир открыт лишь избранным. Разумеется, эти два образа являются теоретическими крайностями между которыми континуум обширной вариативности. По сути это тенденции в поведении, которые и будут топливом той самой динамики в социуме, создания новых групп и направлений если нет возможности удовлетворится в начальных, стартовых. Немаловажную роль в этом выполняет чувство неполноценности — мощный двигатель развития индивида и общества в целом, о котором я поведаю вам позднее.
Теперь думаю можно ввести в моё повествование понятие «сертификат» заменив им понятие «справка». Которые в принципе имеют аналогичное содержание, но первое закреплено в нашем российском менталитете как более серьёзное и значительное. Ну так вот уж повелось, что заморские слова весомее родных и наделены какой-то аурой убедительности, мы охотно используем их там где надо придать значительности и… крутости что ли, пафоса. В общем сертификат это не то затасканное советское словечко напоминающее о школе и фальшивых записках от родителей о болезни своего чада. Сейчас сертификаты выдают везде и каждому прошедшему даже самые убогие курсы какого-нибудь там психолога. Однако он не теряет своей серьёзности и даёт право обладателю считать себя компетентным в сфере своей применимости. По большому счёту все бумажки с помощью которых мы определяем себя в обществе, будь то диплом о высшем образовании, водительские права и даже паспорт, можно назвать сертификатами. Случается иногда так, что человек может потерять свою группу, это любимое нами «Мы», и оказаться в чужой среде где надо налаживать отношения сызнова. Это может быть обычный переезд в другой город или смена статуса и роли в обществе, то есть группа становится или не достижимо далеко или просто лишается смысла. И тут нам на помощь приходят всевозможные сертификаты. Они определяют человека как бы с пустого места, под ними лежит история индивида, это мощное средство идентификации как для самого обладателя, так и для окружающих, публичное. И это само по себе ценность, материальная ценность, но скрывающая в себе закапсулированный объем, сжатый опыт и воплощенный в бумаге. Не даром из покон веков в культуре твердо обосновался ритуал вручения, со всеми процессуальными действиями — рукоплескания, рукопожатия, венки, медали и прочее. Традиция, сыгравшая немаловажную роль в укоренении бумажных отношении, уходит далеко в прошлое и является частью нашего вездесущего символизма — базового элемента культуры. Да, именно символическая культура преобладает во всех цивилизациях планеты Земля и даже потребительская культура современности является лишь ее производной.